Ижевск, ул. Майская, 29, 3й этаж
(3412) 77-01-32

Получение ЭП в ФНС

Инструкция по получению квалифицированной электронной подписи в ФНС

Об изменениях в 2021 году

В 2021 году порядок выдачи квалифицированной электронной подписи (далее — КЭП) и её применения кардинально меняется. Законодатели внесли ряд поправок в Закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи», поправки вступают в силу поэтапно. Главные изменения стартуют с 1 января 2022 года: функция по выдаче КЭП для юрлиц и ИП почти полностью переходит к госорганам, а также, скорее всего, все КЭП, выданные ранее коммерческими удостоверяющими центрами, перестанут действовать.

С 1 июля 2021 года услуга по выдаче квалифицированной подписи предоставляется бесплатно в операционных залах налоговых органов региона. С 1 января 2022 года все ИП и руководители организаций будут получать электронную подпись только в УЦ ФНС.

Кому выдадут бесплатную КЭП?

КЭП в ФНС смогут получить:
  • руководители организаций;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы.

Это те лица, которые вправе выступать от имени налогоплательщика без доверенности

Не смогут получить КЭП в ФНС:
  • физические лица
  • сотрудники ЮЛ и ИП, действующие по доверенности.

Данным категориям нужно обращаться в коммерческие удостоверяющие центры, аккредитованные по новым правилам.

Инструкция: как получить КЭП в ФНС бесплатно

Шаг 1. Приобрести USB-носитель ключевой информации (токен) для записи КЭП. Носитель ключевой информации должен быть сертифицирован ФСТЭК России или ФСБ России.

УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители: Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta LT и другие, соответствующие установленным требованиям.

Обычная флешка для этой цели не подойдет, ФНС исключила возможность записи выпущенной КЭП на обычный флеш-накопитель.

Также вы можете взять в ФНС использованный ранее сертифицированный носитель. Но перед визитом в ФНС проверьте, что на носителе нет действующих сертификатов — перед записью носитель могут проинициализировать (то есть удалить всю информацию).

Шаг 2. Направить заявку можно на сайте ФНС через Личный кабинет налогоплательщика (ЮЛ или ИП). Сформируйте заявление на КЭП, проверьте актуальность данных, и, если данные верны, направьте заявление в ФНС в электронном виде.

Шаг 3. Дождитесь успешной проверки отправленного Заявления и запишитесь на прием в ФНС для удостоверения личности и выдачи КЭП. Адрес ИФНС, дату и время посещения можно выбрать по своему усмотрению.

Также записаться можно без отправки электронного заявления, но тогда посещение ИФНС займет больше времени, которое потребуется для заполнения заявления сотрудниками ФНС и его проверки по системе СМЭВ. Телефоны для записи указаны на сайте nalog.gov.ru в разделе меню «Контакты», выберите нужную вам инспекцию (ближайшую к вам), затем в самом низу страницы — «Иная обязательная информация» — Запись на выдачу КЭП.

Адреса и телефоны налоговых органов по Удмуртской Республике для записи на выдачу КЭП:

Шаг 4. В течение 5 дней руководителю/ИП нужно подойти в назначенное время лично и взять с собой:

  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • Свидетельство СНИЛС;
  • ИНН заявителя – физического лица;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • сертифицированный носитель для записи КЭП и сертификат подлинности на ключевой носитель информации;

Сотрудники УЦ проведут идентификацию личности и запишут КЭП на предъявленный носитель, действовать сертификат будет 15 месяцев. Услуга записи КЭП сотрудниками ФНС бесплатна. Электронную подпись от УЦ ФНС можно будет использовать для обеспечения юридически значимого электронного документооборота с органами государственной власти и контрагентами, сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, на портале Госуслуг и т.д.

УЦ ФНС не занимается реализацией носителей для электронных подписей, приобретать их нужно самостоятельно у дистрибьюторов производителей, в коммерческих УЦ или специализированных интернет-магазинах. Также для использования на рабочем месте электронной подписи потребуется лицензия СКЗИ КриптоПро CSP.

В каких случаях ФНС перевыпустит ключ КЭП

Перевыпуск ключа КЭП осуществляется УЦ ФНС России в двух случаях:

  1. Плановый перевыпуск ключа КЭП. Производится не позднее 10 рабочих дней до даты истечения срока действия. УЦ ФНС информирует владельцев КЭП о приближении срока планового перевыпуска ключа КЭП, в том числе с указанием доверенного способа получения сертификата. Соответствующая информация размещается на сайте ФНС (www.nalog.gov.ru).
  2. Внеплановый перевыпуск ключа КЭП. Осуществляется в случаях нарушения его конфиденциальности (или угрозы нарушения его конфиденциальности), и по техническим причинам. К угрозам нарушения конфиденциальности ключа КЭП УЦ ФНС России относятся:
    • воздействие на программные средства УЦ ФНС вредоносного программного обеспечения;
    • нарушение правил хранения и эксплуатации ключа КЭП;
    • несанкционированный доступ в помещения, в которых располагаются средства УЦ ФНС.

При внеплановом перевыпуске ключа КЭП УЦ прекращает действие его сертификата и действие КСКПЭП, созданных с использованием ключа КЭП УЦ ФНС, с занесением сведений в реестр прекративших действие и аннулированных сертификатов (приказ ФНС России от 30.12.2020 №ВД-7-24/982@).

Где получать КЭП сотрудникам

Налоговая служба будет выдавать КЭП только руководителям юридических лиц или индивидуальным предпринимателям. Для физических лиц — сотрудников или представителей организаций или ИП — это не предусмотрено, получить КЭП в течение 2022 года они смогут в коммерческих УЦ, аккредитованных по новым правилам (актуальный список таких УЦ на официальном сайте Минцифры России).

С 1 марта 2022 года, чтобы подписывать документы от имени организации или ИП, сотрудникам можно использовать КЭП физического лица. Дополнительно потребуется электронная доверенность в машиночитаемом формате (МЧД). Доверенность на сотрудника подписывается КЭП руководителя или ИП, сформированной при помощи сертификата, полученного от ФНС.