Ижевск, ул. Бородина, д. 21, офис 106
(3412) 77-01-32

5 причин, из-за которых ФНС не будет предупреждать о блокировке счета

news_blockНалоговикам предложили предупреждать о заморозке расчетного счета заранее. В Письме № АС-3-15/3463 от 28.07.2016 ФНС разъяснила свою позицию и назвала пять причин, из-за которых не хочет предупреждать о блокировке:

1

Компания успеет перевести деньги со счета. Если организация будет знать о блокировке заранее, она сможет списать деньги со счета. Например, перечислить их зависимому контрагенту или фирме-однодневке.

2

Увеличится количество судебных споров, если право на блокировку будет зависеть от того, предупредили инспекторы компанию или нет.

3

Инспекторы, а не компании будут заботиться о том, вовремя ли сдан отчет. ФНС переживает, что блокировка с предварительным уведомлением ослабит дисциплину.

4

У инспекторов не будет хватать времени на рассылку уведомлений. Например, в 2015 году компании опоздали со сдачей декларации по НДС 235,4 тыс. раз. И это только НДС.

5

На рассылку нужны деньги (бумага, оплата почтовых услуг). При этом затраты для ФНС эффективными не будут. Из-за дополнительного информирования налоговые поступления больше не станут.

* Блокировка счета – так принято называть приостановление операций по счету налогоплательщика. Это широко практикуемый налоговиками способ обеспечения выполнения обязательств, который применяется к компаниям и ИП.
Если заблокировали счет, то по нему нельзя проводить расходные операции: к примеру, с него нельзя перевести деньги контрагенту или снять средства по чековой книжке. С 2014 года действует норма, согласно которой, если налоговая инспекция вынесла решение о приостановлении операций по счетам, то банк не вправе открыть этой компании не только новые счета, но и вклады либо депозиты. Причем не только тот банк, где обслуживается клиент, но и любой другой.

Налоговым кодексом предусмотрено несколько случаев, при которых возможна блокировка счета налоговой (см. статью 76 НК РФ):
  1. Блокировка за неуплату налогов;
  2. Блокировка за несдачу деклараций;
  3. Блокировка за несоблюдение правил электронного документооборота;
  4. Блокировка по результатам выездной проверки (как обеспечительная мера к противодействию сокрытия имущества).
Блокировка счета не распространяется на:
  • Платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Это значит, что даже после блокировки счета компания может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов и взносов в фонды, а банк обязан эти поручения исполнить.
  • Платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Согласно ГК РФ, платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:
    — в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
    — во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
    — в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам.
    Таким образом, взыскание налогов по требованию ИФНС относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно, даже если действует приостановление по счету. 
Как проверить, заблокирован ли у контрагента счет

С 1 января 2014 года по новому закону о противодействии незаконным финансовым операциям ни один банк страны не имеет права открывать компании счет, если у нее уже есть блокировка (п.12 ст.76 НК РФ). Но до недавнего времени у банкиров не было возможности проверить, есть ли у компании счета, по которым приостановлены операции.

ФНС России внедрила систему информирования банков о состоянии обработки их сообщений («БАНКИНФОРМ»), направленных в рамках Положения Банка России № 365-П от 29.12.2010, Положения Банка России № 311-П от 07.09.2007 и Приказа ФНС России № ММВ-7-2/520@ от 25.07.2012. Система позволяет получить информацию:

  • о состоянии обработки направленных банком файлов;
  • о статусе банка в части подключения к электронному обмену;
  • о наличии решений о приостановлении по налогоплательщику (п.12 ст.76 НК).

Система является бесплатной и общедоступной. Вход в нее возможен через сайт ФНС России по ссылке http://service.nalog.ru/bi.do.

Хотя новый сервис и предназначен для банков, он будет полезен всем компаниям. С его помощью можно проверить, не заблокирован ли у контрагента счет, на который компания собирается перечислить деньги. Для этого на странице сервиса надо выбрать тип запроса «Запрос о действующих решениях о приостановлении», ввести ИНН интересующей компании и БИК любого банка. Система выдает ответ, какие счета с какой даты заблокированы.

18.08.2016