Ижевск, ул. Майская, 29, 3й этаж
(3412) 77-01-32

Жизнь после отмены ЕНВД (часть 2)

Автоматизация розничного магазина на УСН (Д-Р) после отмены ЕНВД, указание номенклатуры в чеке с 01.02.2021 г.

Вопрос от ИП из г.Ижевск:
Я индивидуальный предприниматель. У нас с женой свой продуктовый магазин на окраине Ижевска. С момента открытия магазина я был налогоплательщиком ЕНВД. Отмена ЕНВД с 01.01.2021 г. заставила нас провести расчеты — что выгоднее для бизнеса: УСН или ПСН. Оказалось, что УСН «Доходы минус расходы» выгоднее.
Но возник вопрос: как учитывать расходы? Свой учет в магазине — исторически — мы вели в тетради, это было нужно для контроля денежной выручки и остатков товара в магазине.
При продаже в чеке ККТ указывали только сумму. Теперь получается, что для расчета налоговой базы нужно каким-то образом сопоставлять проданный в магазине товар с полученным от наших поставщиков!
Как это сделать с наименьшими затратами времени и средств?

На вопросы в рамках услуги бесплатной консультации отвечает бизнес-консультант Толстиков Игорь Геннадьевич:

Учет расходов для УСН (Д-Р)

Вы правы, для налогоплательщика на УСН с режимом «Доходы, уменьшенные на величину Расхода» суммы оплат за товары, которые были закуплены у поставщиков, но не реализованы в розницу, нельзя включать в расходы.
Расходы на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, учитываются только по мере реализации указанных товаров (пп.2 п.2 ст.346.17 НК РФ).

То есть, чтобы учесть в расходах стоимость таких товаров, необходимо выполнение следующих условий:

  • товары должны быть ПОЛУЧЕНЫ, ОПРИХОДОВАНЫ и ОПЛАЧЕНЫ поставщикам самим налогоплательщиком;
  • товары должны быть РЕАЛИЗОВАНЫ, то есть фактически переданы покупателю.

Учитывая особенности товарооборота в розничной торговле, вести подобный учет «в тетради» представляется весьма трудоемким делом. Наверное, пришла пора автоматизировать учет!

Обязательное указание номенклатуры в чеке

В сторону обязательной автоматизации также «подталкивает» необходимость обязательного указания в чеке ККТ наименования проданных товаров.

Включать в чек наименование товара налогоплательщики обязаны уже сейчас — этот реквизит в соответствии с пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 является обязательным. Однако для предпринимателей на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) было сделано исключение (Федеральный закон № 290-ФЗ от 03.07.2016). Его действие заканчивается 1 февраля 2021 года.

При формировании кассового чека без наименования товара, если по закону вы обязаны ее указывать, налагаются штрафы в следующих размерах:
• от 1500 до 3000 руб. для должностных лиц и ИП;
• от 5000 до 10000 руб. для организаций.

Помимо того, что номенклатура должна быть указана в чеке, она должна еще и легко идентифицироваться покупателем. То есть, не просто «Хлеб» или «Молоко» — а, к примеру, «Хлеб «Дарницкий» 700 г» или «Молоко ИГРАМОЛОКО  3,2 % в бут. 1 л»  . Правила отражения в чеке наименования товара носит рекомендательный характер, тем не менее ФНС настоятельно рекомендуют:

  • отображать наименование таким образом, чтобы он был понятен покупателям;
  • длина реквизита (наименования) не должна превышать 128 символов (прил.2 к Приказу ФНС ММВ 7-20/229@).

Это не единственное и не последнее требование контрольных органов. Тем не менее кроме обязательного исполнения этих требований, использование средств автоматизации может принести пользу вашему бизнесу.

Что получит предприниматель в результате использования программно-аппаратного комплекса автоматизации розничной торговли?

Дополнительные возможности для ведения и развития бизнеса розничного магазина

Контроль и учет
  • Полноценный учет каждой единицы товара. Регистрация поступления и продажи товаров позволит в режиме реального времени контролировать остатки этих товаров на складе и торговых точках.
  • Контроль взаиморасчетов с контрагентами. Регистрация в системе оплат поставщикам и оптовым покупателям позволит оперативно отслеживать взаиморасчеты с ними.
  • Предотвращение хищений на торговой точке. Оперативное отражение в учетной системе факта продажи товаров, инкассация наличной выручки, а также проведение регулярных ревизий позволит своевременно выявить и предотвратить возможные хищения товаров и денежных средств.
  • Контроль доходов и расходов по статьям затрат. Если в учетной системе регистрировать расходы денежных средств в разрезе статей затрат (покупная стоимость товаров, зарплата, арендные платежи и т.п.), то это позволит проанализировать полученные данные и сделать организационные выводы.
Повышение эффективности продаж
  • Исключение «человеческого фактора» при реализации товаров по неверной цене. Если заранее провести оценку товаров в магазине и за каждой группой товаров закрепить конкретную цену, то при продаже этого товара уже нет необходимости «подсматривать» в прайс-лист или ценник этого товара, чтобы указать правильную цену.
  • Увеличение скорости и объемов продаж. При условии предварительной подготовки товаров к продаже (нанесение штрих-кодов, кодов маркировки и т.п.) операция оформления продажи розничному покупателю будет занимать минимум времени. Это позволит не создавать очереди, и как следствие повысит привлекательность магазина в глазах покупателя.
  • Выявление групп товаров, которые продаются лучше/хуже. Анализ продаж и составления рейтинга товаров, наглядно продемонстрирует какие товары пользуются наибольшим спросом среди покупателей, а какие не вызывают у них интерес.
  • Определение наиболее результативных работников. Анализ продаж в разрезе сотрудников магазина поможет выявить наиболее эффективных сотрудников и позволит выстроить систему мотивации продаж среди продавцов.
Формирование отчетности для контролирующих органов
  • Если все приходные и расходные операции по товарам и денежным средствам отражены в учетной системе правильно, то программа сама определит факт продажи купленного товара, заполнит налоговые регистры и позволит сформировать налоговую отчетность.
  • Подключив в программе сервис сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), вы избавите себя от необходимости походов в отделение ФНС.

Пример использования программы «1С» для автоматизации учета у индивидуального предпринимателя я подробно продемонстрировал в одной из предыдущих статей, которые вы можете почитать на нашем сайте.

Выводы

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод: если в вашем магазине до сих пор не используется какая-либо система автоматизации учета, то самое время начать ее тестирование и использование. Потом будет поздно.

Автоматизация розничной торговли — тема весьма обширная. В рамках данной статьи нам не удастся осветить все ее аспекты и рассмотреть все возможные варианты использования программного и аппаратного обеспечения.
Для составления конкретных рекомендаций по автоматизации вашей торговой точки необходимо обратится к эксперту в данной области, который проведет обследование, подберет необходимое оборудование и составит план мероприятий.

АВТОР СТАТЬИ:
Толстиков Игорь Геннадьевич
Руководитель 1С:БО ИНТЕГРА Центр, бизнес-консультант

Читайте также: