В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели могут направлять жалобы на решения инспекций и действия (бездействие) их должностных лиц в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Формы, форматы и порядок их заполнения утверждены приказом ФНС России № ММВ-7-9/645@ от 20.12.2019 г.
С 1 мая 2020 г. проект по подаче жалоб с помощью ТКС был запущен в Москве, Санкт-Петербурге, некоторых областях РФ. С 7 августа 2020 г. такая возможность появилась у налогоплательщиков на всей территории страны.
Предметом обжалования могут служить:
- решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;
- налоговое уведомление;
- требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;
- иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Представленная в электронном виде жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, подавшего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота.
В ответ налоговый орган сможет сообщить по ТКС время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа ненормативного характера;
- отменить решение налогового органа полностью или в части;
- отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
- признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.
Полезные ссылки
Подробную информацию о порядке подачи возражений на акты налоговых проверок, формах и способах подачи жалобы можно узнать в специальной рубрике «Досудебное урегулирование споров».
Сервис «Узнать о жалобе» позволяет в оперативном режиме узнать о ходе и результатах рассмотрения поступивших жалоб.
Сервис «Решения по жалобам» предоставляет информацию о результатах рассмотрения ФНС жалоб (обращений) налогоплательщиков.
Преимущества представления жалобы по ТКС:
- возможность получения налогоплательщиком решения по жалобе, решения о продлении срока ее рассмотрения и иных документов, образующихся в процессе рассмотрения жалобы, по ТКС;
- наличие в ПО всех необходимых и предусмотренных статьей 139.2 НК РФ полей для заполнения экранной формы жалобы.