Вопрос от ИП из г.Ижевск:
Я индивидуальный предприниматель. У нас с женой свой продуктовый магазин на окраине Ижевска. С момента открытия магазина я был налогоплательщиком ЕНВД. Отмена ЕНВД с 01.01.2021 г. заставила нас провести расчеты — что выгоднее для бизнеса: УСН или ПСН. Оказалось, что УСН «Доходы минус расходы» выгоднее.
Но возник вопрос: как учитывать расходы? Свой учет в магазине — исторически — мы вели в тетради, это было нужно для контроля денежной выручки и остатков товара в магазине.
При продаже в чеке ККТ указывали только сумму. Теперь получается, что для расчета налоговой базы нужно каким-то образом сопоставлять проданный в магазине товар с полученным от наших поставщиков!
Как это сделать с наименьшими затратами времени и средств?
На вопросы в рамках услуги бесплатной консультации отвечает бизнес-консультант Толстиков Игорь Геннадьевич:
Учет расходов для УСН (Д-Р)
Вы правы, для налогоплательщика на УСН с режимом «Доходы, уменьшенные на величину Расхода» суммы оплат за товары, которые были закуплены у поставщиков, но не реализованы в розницу, нельзя включать в расходы.
Расходы на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, учитываются только по мере реализации указанных товаров (пп.2 п.2 ст.346.17 НК РФ).
То есть, чтобы учесть в расходах стоимость таких товаров, необходимо выполнение следующих условий:
- товары должны быть ПОЛУЧЕНЫ, ОПРИХОДОВАНЫ и ОПЛАЧЕНЫ поставщикам самим налогоплательщиком;
- товары должны быть РЕАЛИЗОВАНЫ, то есть фактически переданы покупателю.
Учитывая особенности товарооборота в розничной торговле, вести подобный учет «в тетради» представляется весьма трудоемким делом. Наверное, пришла пора автоматизировать учет!
Обязательное указание номенклатуры в чеке
В сторону обязательной автоматизации также «подталкивает» необходимость обязательного указания в чеке ККТ наименования проданных товаров.
Включать в чек наименование товара налогоплательщики обязаны уже сейчас — этот реквизит в соответствии с пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 является обязательным. Однако для предпринимателей на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) было сделано исключение (Федеральный закон № 290-ФЗ от 03.07.2016). Его действие заканчивается 1 февраля 2021 года.
Помимо того, что номенклатура должна быть указана в чеке, она должна еще и легко идентифицироваться покупателем. То есть, не просто «Хлеб» или «Молоко» — а, к примеру, «Хлеб «Дарницкий» 700 г» или «Молоко ИГРАМОЛОКО 3,2 % в бут. 1 л» . Правила отражения в чеке наименования товара носит рекомендательный характер, тем не менее ФНС настоятельно рекомендуют:
- отображать наименование таким образом, чтобы он был понятен покупателям;
- длина реквизита (наименования) не должна превышать 128 символов (прил.2 к Приказу ФНС ММВ 7-20/229@).
Это не единственное и не последнее требование контрольных органов. Тем не менее кроме обязательного исполнения этих требований, использование средств автоматизации может принести пользу вашему бизнесу.
Что получит предприниматель в результате использования программно-аппаратного комплекса автоматизации розничной торговли?
Дополнительные возможности для ведения и развития бизнеса розничного магазина
Пример использования программы «1С» для автоматизации учета у индивидуального предпринимателя я подробно продемонстрировал в одной из предыдущих статей, которые вы можете почитать на нашем сайте.
Выводы
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод: если в вашем магазине до сих пор не используется какая-либо система автоматизации учета, то самое время начать ее тестирование и использование. Потом будет поздно.
Автоматизация розничной торговли — тема весьма обширная. В рамках данной статьи нам не удастся осветить все ее аспекты и рассмотреть все возможные варианты использования программного и аппаратного обеспечения.
Для составления конкретных рекомендаций по автоматизации вашей торговой точки необходимо обратится к эксперту в данной области, который проведет обследование, подберет необходимое оборудование и составит план мероприятий.